Суббота, 18.05.2024, 09:33Приветствую Вас Гость | RSS
ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ИГНАТЬЕВОЙ О.К.
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Статьи учащихся [0]
Статьи обо мне [1]
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Историческое сознание как результат исторического образования.

Высшая цель истории - сам человек, обладающий неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, собственность. История нашей страны сконцентрировала практически все проблемы человечества, следовательно, целевой установкой курса, как мне представляется, является не простое вооружение учащегося историческими фактами, а помочь ему овладеть умением исторически мыслить, с пониманием и ответственностью относиться к решению гуманных социально-экономических, политических и духовных проблем.

В условиях, когда отсутствует чёткое историческое миропонимание, старое разрушается, а новое складывается медленно и трудно, возникает опасность манипулирования общественным сознанием. Отсутствие чёткого исторического понимания у молодого поколения ведёт к цинизму, негативизму, жестокому прагматизму поведения, которые, в конечном итоге, могут привести к серьёзным катаклизмам — переворотам, путчам и т.д. мир становится всё сложнее, человек в своей индивидуальной жизнедеятельности должен быть готовым к постоянным и неизбежным альтернативам в решении своих проблем. В его сознании должны быть устойчивые представления о многообразии социального опыта и социального поведения, которое формируется в значительной мере на историческом материале.

Потребность в новых идеях, ценностях, определяющих развитие исторического образования, представляется в этом смысле очевидной. Историческое сознание является памятью, знанием, пониманием, переживанием, иначе говоря, осознанием прошлого, осуществляющим связь времён, выступающим ретроспективой, необходимой для перспективы. Обращение к прошлому служило и служит одним из средств достижения духовной свободы, обеспечивающей сознательный выбор в существующей политической, нравственной, художественной культуре. Благодаря историческому опыту, человек приобретает собственно человеческие (культурные) способы удовлетворения потребностей и самореализации.

Знакомясь с историческим опытом, ученик приобщается к бытию человека и общества как к реальности прошлого и возможности будущего, связанных через настоящее. Без освоения материальных и духовных ценностей, созданных в прошлом, невозможно движение вперёд. Минувшее живёт в созданных человечеством орудиях и средствах производства, в сложившихся общественных связях, политическом строе, традициях, произведениях духовного творчества. Подобное понимание исторического сознания позволяет точнее сформулировать миссию учебного предмета и его задачи. В результативном аспекте историческое сознание есть компетентность личности, обеспечивающая ориентацию в изменениях нашей жизни и нашей общественной действительности.

Ценностно-смысловой уровень исторического сознания связан с выработкой стратегии социального поведения в различных ситуациях, а также с использованием исторического опыта в системе решения жизненно важных задач. Он отражает способность выбирать источники учебной информации, умение ориентироваться в исторических проблемах, в том числе мировоззренческих, творческих, исследовательских, поведенческих, на основе эвристических, поисковых методов, механизмов саморазвития как личностных функций.

История - это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, накопленный многими поколениями. Система исторического образования делает доступной эту копилку человеческого опыта новым поколениям. История, в таком полном понимании, нужна всем. Это - историческая память, обеспечивающая связь времени и поколений. Потеря исторической памяти разрушает историческое сознание и общественные ценности. Общество, которое не владеет опытом предшествующих поколений, начинает с нуля, с варварства.

1.  Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.-
М., 1984.

2.             Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 1972.

3.             Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе
преподавания истории. -М., 1978.

4.             Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2000

5.             Авдеева Е.В. Корниловский мятеж и августовский путч 1991г.:
сравнительный анализ на уроке.// Преподавание истории и
обществознания в школе. - 2002. - №6

6.             Верба И.А. Проблема формирования исторического миропонимания//
Школа. -2001.- №2.

7.             Леванов Б.В. Актуальные проблемы исторического образования в
высшей школе// Школа. - 2001. - № 1

Категория: Мои статьи | Добавил: lukoy (23.09.2009)
Просмотров: 1991 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
  • ТО Родословие
  • Моя школа
  • Акбулакский РОО
  • Сайт о Редько И.П.
  • Клуб лидеров образования Оренбуржья
  • ОЦДЮТурК