В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определено одно из главных направлений стратегии модернизации российского образования – обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Как могут школы давать качественное образование людям? И что подразумеваем мы, администрация школ, учителя, ученики и их родители, под качеством образования.
Качество образования, как сложная категория и многоаспектовая проблема, может быть раскрыто через категории свойства, структуры, системы, количества, эффективности, оценки, управления и др.
Качественное образование – это образование:
· дающее значительный потенциал для дальнейшей социальной мобильности;
· представляющее условия для комфортного проживания жизненного этапа;
· имеющее хорошее материальное оснащение для учебного процесса;
· обладающее хорошим финансовым обеспечением учебного процесса;
· имеющее хороший преподавательский состав;
· соответствующее запросам потребителей и т.д.
Образовательные услуги наряду со знаниями, умениями, навыками, достигаемыми обучаемыми в ходе образовательного процесса включают ещё и воспитательный процесс.
Воспитание - это сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьёю, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.
Статья 52 Закона об образовании РФ гласит «Родители отвечают за воспитание своих детей». Прерогативу воспитания в современном обществе всё чаще принято отдавать школе, а не семье. Более того, ответственность за воспитание ребёнка тоже возлагается, прежде всего, на школу. В связи с этим отношение педагогов к родителям учащихся в контексте воспитательной работы можно обозначить как «работа с родителями», т.е. однонаправленная работа, в которой учитель – ведущий, а родитель – ведомый. Важна другая установка – установка равноправия («работа вместе с родителями» = воспитательная работа через сотрудничество).
Таким образом, воспитательная работа в образовательном учреждении предполагает взаимодействие различных социальных институтов (прежде всего школы и семьи), направленное на достижение воспитательных целей. Взаимодействие - личностный контакт субъектов, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Высоким уровнем является сотрудничество – тип взаимодействия, когда обе стороны достигают взаимного согласия и солидарности в понимании целей совместной деятельности и путей их достижения.
Анализ взаимодействия школы и семьи позволяет определить тот подход (Просветительский) к организации данного взаимодействия, на основе которого работает Акбулакская СОШ №1. Он предполагает разнообразные формы организации просветительской работы с родителями. Эти формы ориентированы на передачу родителям педагогических и психологических знаний и практических методик организации совместной деятельности с детьми (в школе систематически проводится ряд всеобучей по различным тематикам, проводятся дни открытых дверей, организуются вечера вопросов и ответов). Нельзя сказать, что в школе нет предпосылок к партнёрским отношениям педагогов и родителей (создан и работает Совет школы, согласно Уставу, в который избираются по 5 представителей от педагогического коллектива, ученического коллектива и родителей). Но данная ситуация ведёт к формализации отношений школы и семьи. Родители, хотя и принимают участие в жизни школы, но делают это лишь в предлагаемых (а иногда и навязанных) педагогом формах взаимодействия. Это ведёт к понижению интереса у родителей к жизни и деятельности школы.
Анализ взаимодействия школы и родительского сообщества позволяет сделать вывод о необходимости отхода от предыдущей модели однолинейной организации отношений. Это создаёт условия становления модели партнёрства.
Я считаю, что в настоящее время одним из факторов, существенно влияющих на повышение качества школьного образования, на становление партнёрских отношений школы и семьи является информатизация образовательного процесса.
В современной литературе выделяют несколько основных направлений информатизации образования:
1. Информатизация как техническое оснащение.
Для данного направления информатизации образования – это процесс оснащения структур и учреждений системы образования компьютерной техникой, программным обеспечением и средствами телекоммуникаций с целью обеспечения доступа к современным информационным технологиям всех участников образовательного процесса.
2. Информатизация как создание информационного образовательного пространства.
В данном случае информатизация образования – это процесс объединения при помощи глобальной сети Интернет учреждений и структур системы образования с целью обеспечения доступа к информационным ресурсам участников образовательного процесса и организации эффективного информационного обмена между ними.
Таким образом, возможно сформировать условия для становления партнёрских отношений семьи и школы посредством создания виртуального клуба родителей.
Для достижения этой цели необходимо работать по трём направлениям:
· Формировать управленческие условия для создания виртуального клуба родителей;
· Формировать профессиональную готовность педагогов к социальному партнёрству школы и семьи;
· Создать виртуальный клуб родителей, как условие становления партнёрских отношений семьи и школы
По каждому из представленных направлений необходимо решить конкретные задачи посредством ряда мероприятий:
v Формировать управленческие условия для создания виртуального клуба родителей
· Обновить материально-техническую базу школы
1. Создать Web-сайт школы;
2. Создать локальную школьную сеть;
3. Внедрять использование цифровых технологий в деятельности школьного телевидения
· Совершенствовать научно-методическую базу школы
1. Пополнить библиотечный фонд методической литературой;
2. Провести единый методический день по проблеме использования информационных технологий в воспитательной работе
· Дополнить нормативно-правовую базу школы
1. Провести заседание Совета школы для принятия решения о создании виртуального клуба родителей;
2. Разработать и утвердить положение о создании виртуального клуба родителей
· Повысить уровень взаимоотношений с социальными партнёрами
1. Заключить договор с АФ ГОУ ОГУ о пользовании ресурсами библиотеки и КДО АФ ОГУ;
2. Ввести ежемесячную страницу школьного телевидения в выпусках Акбулакского муниципального телевидения Юг-ИНФОРМ
v Формировать профессиональную готовность педагогов к социальному партнёрству школы и семьи
· Повысить компетентность педагогов в области использования инновационных технологий
1. Обучить 40% педагогического коллектива на курсах Intel – Обучение для будущего;
2. Провести семинары по проблеме взаимоотношений школы и семьи
· Создать систему мотивации педагогов в их совершенствовании деятельности по взаимодействию с родителями
1. Ввести новую номинацию в награждение на итоговой школьной Ассамблее «Звёздный дождь»;
2. Создать инициативную группу педагогов для разработки проекта создания виртуального клуба;
3. Подготовить педагогов к осмыслению необходимости создания виртуального клуба родителей, как одного из условий повышения конкурентоспособности Акбулакской СОШ №1
· Разработать диагностический материал, необходимый для изучения взаимоотношений школы и семьи
1. Составить и провести диагностику с целью изучения приоритетов у родителей и педагогов в сфере коммуникаций;
2. Провести социологический опрос об эффективности работы виртуального клуба родителей
v Создать виртуальный клуб родителей, как условие становления партнёрских отношений семьи и школы
· Проанализировать и изучить возможности и желания родителей участия в виртуальном клубе
1. Провести анкетирование учащихся и родителей «Возможности пользования Интернетом на работе и дома»;
2. Изучить желание родителей участия в виртуальном клубе посредством анкетирования и частных бесед
· Спланировать совместную деятельность родителей и педагогов по созданию виртуального клуба
1. Создать инициативную группу родителей, педагогов и учащихся по созданию виртуального клуба родителей;
2. Ввести представителей родительского комитета в редакцию школьной телевизионной студии МТВ
· Сформировать эффективные коммуникации всех субъектов образовательного процесса на основе деятельности виртуального клуба родителей
1. Создать на школьном сайте раздел «Горячая линия вопросов и ответов»;
2. Сформировать группу поддержки сайта школы из учителей , учеников, родителей, которая будет постоянно заниматься сбором и сортировкой всей информации;
3. Провести виртуальный «круглый стол» для всех субъектов образовательного процесса по проблеме взаимоотношений школы и семьи
Закончить хочется словами В.А.Сухомлинского: «В воспитании органически сливается общественное и интимное… Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Игнатьева О.К.
|