Суббота, 18.05.2024, 08:36Приветствую Вас Гость | RSS
ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ИГНАТЬЕВОЙ О.К.
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Статьи учащихся [0]
Статьи обо мне [1]
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Информатизация ОУ – новые возможности сотрудничества с родителями

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определено одно из главных направлений стратегии модернизации российского образования – обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Как могут школы давать качественное образование людям? И что подразумеваем мы, администрация школ, учителя, ученики и их родители, под качеством образования.

Качество образования, как сложная категория и многоаспектовая проблема, может быть раскрыто через категории свойства, структуры, системы, количества, эффективности, оценки, управления и др.

Качественное образование – это образование:

·        дающее значительный потенциал для дальнейшей социальной мобильности;

·        представляющее условия для комфортного проживания жизненного этапа;

·        имеющее хорошее материальное оснащение для учебного процесса;

·        обладающее хорошим финансовым обеспечением учебного процесса;

·        имеющее хороший преподавательский состав;

·        соответствующее запросам потребителей и т.д.

Образовательные  услуги наряду со знаниями, умениями, навыками, достигаемыми обучаемыми  в ходе образовательного процесса включают ещё и воспитательный процесс.

Воспитание -  это сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации  и культуры, церковью, семьёю, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.

Статья 52 Закона об образовании РФ гласит «Родители отвечают за воспитание своих детей». Прерогативу  воспитания в современном обществе всё чаще принято отдавать школе, а не семье. Более того, ответственность за воспитание ребёнка тоже возлагается, прежде всего, на школу. В связи с этим отношение педагогов к родителям учащихся в контексте воспитательной работы можно обозначить как «работа с родителями», т.е. однонаправленная работа, в которой учитель – ведущий, а родитель – ведомый. Важна другая установка – установка равноправия («работа вместе с родителями» = воспитательная работа через сотрудничество).

Таким образом, воспитательная работа в образовательном учреждении предполагает взаимодействие различных социальных институтов (прежде всего школы и семьи), направленное на достижение воспитательных целей. Взаимодействие -  личностный контакт субъектов, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Высоким уровнем  является сотрудничество – тип взаимодействия, когда обе стороны достигают взаимного согласия и солидарности в понимании целей совместной деятельности и путей их достижения.

Анализ взаимодействия школы и семьи позволяет определить тот подход (Просветительский) к организации данного взаимодействия, на основе которого работает Акбулакская СОШ №1. Он предполагает разнообразные формы организации просветительской работы с родителями. Эти формы ориентированы на передачу родителям педагогических и психологических знаний и практических методик организации совместной деятельности с детьми (в школе систематически проводится ряд всеобучей по различным тематикам, проводятся дни открытых дверей, организуются вечера вопросов и ответов). Нельзя сказать, что в школе нет  предпосылок к партнёрским отношениям педагогов и родителей (создан и работает Совет школы, согласно Уставу, в который избираются по 5 представителей от педагогического коллектива, ученического коллектива и родителей). Но данная ситуация ведёт к формализации отношений школы и семьи. Родители, хотя и принимают участие в жизни школы, но делают это лишь в предлагаемых (а иногда и навязанных) педагогом формах взаимодействия. Это ведёт к понижению интереса у родителей к жизни и деятельности школы.

Анализ взаимодействия школы и родительского сообщества позволяет сделать вывод о необходимости отхода от предыдущей модели однолинейной организации отношений. Это создаёт условия становления модели партнёрства.

Я считаю, что в настоящее время одним из факторов, существенно влияющих на повышение качества школьного образования, на  становление партнёрских отношений школы и семьи  является информатизация образовательного процесса.

В современной литературе выделяют несколько основных направлений информатизации образования:

1.     Информатизация как техническое оснащение.

Для данного направления информатизации образования – это процесс оснащения структур и учреждений системы образования компьютерной техникой, программным обеспечением и средствами телекоммуникаций с целью обеспечения доступа к современным информационным технологиям всех участников образовательного процесса.

2.     Информатизация как создание информационного образовательного пространства.

В данном случае информатизация образования – это процесс объединения при помощи глобальной сети Интернет учреждений и структур системы образования с целью обеспечения доступа к информационным ресурсам участников образовательного процесса и организации эффективного информационного обмена между ними.

Таким образом, возможно сформировать условия для становления партнёрских отношений семьи и школы посредством создания виртуального клуба родителей.

Для достижения этой цели необходимо работать по трём направлениям:

·        Формировать управленческие условия для создания виртуального клуба родителей;

·        Формировать профессиональную готовность педагогов к социальному партнёрству школы и семьи;

·        Создать виртуальный клуб родителей, как условие становления партнёрских отношений семьи и школы

По каждому из представленных направлений необходимо решить конкретные задачи посредством ряда мероприятий:

v    Формировать управленческие условия для создания виртуального клуба родителей 

·        Обновить материально-техническую базу школы

1.     Создать Web-сайт  школы;

2.     Создать локальную школьную сеть;

3.     Внедрять использование цифровых технологий в деятельности школьного телевидения

·        Совершенствовать научно-методическую базу школы

1.     Пополнить библиотечный фонд методической литературой;

2.     Провести единый методический день по проблеме использования информационных технологий в воспитательной работе

·        Дополнить нормативно-правовую базу школы

1.     Провести  заседание Совета школы для принятия решения о создании виртуального клуба родителей;

2.     Разработать и утвердить положение о создании виртуального клуба родителей

·        Повысить уровень взаимоотношений с социальными партнёрами

1.     Заключить договор с АФ ГОУ ОГУ о пользовании ресурсами библиотеки и КДО АФ ОГУ;

2.     Ввести ежемесячную страницу школьного телевидения в выпусках Акбулакского муниципального телевидения Юг-ИНФОРМ

v    Формировать профессиональную готовность педагогов к социальному партнёрству школы и семьи

·        Повысить компетентность педагогов  в области использования инновационных технологий

1.     Обучить 40% педагогического коллектива на курсах Intel – Обучение для будущего;

2.     Провести семинары по проблеме взаимоотношений школы и семьи

·        Создать систему мотивации педагогов в их совершенствовании деятельности по взаимодействию с родителями

1.     Ввести новую номинацию в награждение на итоговой школьной Ассамблее «Звёздный дождь»;

2.     Создать инициативную группу педагогов для разработки  проекта создания виртуального клуба;

3.     Подготовить педагогов к осмыслению необходимости создания виртуального клуба родителей, как одного из условий повышения конкурентоспособности Акбулакской СОШ №1

·        Разработать диагностический материал, необходимый для изучения взаимоотношений школы и семьи

1.     Составить и провести диагностику  с целью изучения приоритетов у родителей и педагогов в сфере коммуникаций;

2.     Провести социологический опрос об эффективности работы виртуального клуба родителей

v    Создать виртуальный клуб родителей, как условие становления партнёрских отношений семьи и школы

·        Проанализировать и изучить возможности и желания родителей участия в виртуальном клубе

1.     Провести анкетирование учащихся и родителей «Возможности пользования Интернетом на работе и дома»;

2.     Изучить желание родителей участия в виртуальном клубе посредством анкетирования и частных бесед

·        Спланировать  совместную деятельность родителей и педагогов по созданию виртуального клуба

1.     Создать инициативную группу родителей, педагогов и учащихся по созданию виртуального клуба родителей;

2.     Ввести  представителей родительского комитета в редакцию школьной телевизионной студии МТВ

·        Сформировать эффективные коммуникации всех субъектов образовательного процесса на основе деятельности виртуального клуба родителей

1.     Создать на школьном сайте раздел «Горячая линия вопросов и ответов»;

2.     Сформировать группу поддержки сайта школы из учителей , учеников, родителей, которая будет постоянно заниматься сбором и сортировкой всей информации;

3.     Провести виртуальный «круглый стол» для всех субъектов образовательного процесса по проблеме взаимоотношений школы и семьи

Закончить хочется словами В.А.Сухомлинского: «В воспитании органически сливается общественное и интимное… Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». 

Игнатьева О.К.

Категория: Мои статьи | Добавил: lukoy (03.11.2009)
Просмотров: 2289 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • ТО Родословие
  • Моя школа
  • Акбулакский РОО
  • Сайт о Редько И.П.
  • Клуб лидеров образования Оренбуржья
  • ОЦДЮТурК