В Концепции «Воспитание Оренбуржца ХХ1 века» цель прописана следующим образом:
Воспитание жизнеспособной и конкурентоспособной личности через её восхождение к собственной индивидуальности, мастерству и творчеству, культуре и духовности, толерантности и гражданственности, готовой к созидательной социально значимой деятельности.
Одним из видов деятельности в данном направлении является дополнительное образование детей.
Дополнительное образование детей в Оренбургской области – одно из приоритетных направлений образовательной политики области, неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса всех типов образовательных учреждений, позволяющее создать разноуровневую и целостную образовательную систему, решать задачи преемственности содержания различных видов образования с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей и юношества.
В настоящее время в области сложились условия для дальнейшего перехода системы дополнительного образования детей в новое качественное состояние:
· Изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития;
· Возросло значение различных видов неформального образования;
· Определились приоритеты дополнительного образования по различным направлениям творческой деятельности;
· Складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности.
Приоритетами для человека в современной социокультурной и экономической ситуации являются здоровье, культура, гуманизм, гражданственность, трудолюбие, нравственность, творческая самореализация, предприимчивость, коммуникативность, законопослушность, социально значимая деятельность, миролюбие.
Автором Концепции миротворческого воспитания является А.Е.Белобородова. Суть воспитания – это процесс формирования миролюбивой личности, характеризующейся способностью адекватного восприятия людей других национальностей и мира как целостного единства, обладающей знаниями о других культурах и народах, умением руководствоваться в поведении гуманистическими принципами, общечеловеческими ценностями.
Одним из качеств личности, характеризующим миротворческого человека является толерантность.
Толерантность – это терпимое отношение к убеждениям, привычкам, поведению других людей. Она выражается в осознанном стремлении достичь взаимного понимания и проявляется в умении терпимо относиться к иным взглядам, суждениям, идеям, культуре, ценностям, отличным от своих.
Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. (ЮНЕСКО)
Толерантность – это умение выстраивать диалог!
Ведущими подходами при осуществлении воспитания у школьников толерантного сознания являются аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный.
Аксиологический подход обеспечивает:
§ Ориентацию личности на общечеловеческие и национальные ценности;
§ Формирование оценочной деятельности;
§ Рефлексирование собственной деятельности;
§ Регуляцию отношений, взаимодействие между участниками педагогического процесса.
Культурологический подход позволяет:
Ø Сформировать ценностное отношение к действительности;
Ø Приобщить личность к миру культуры;
Ø Сформировать целостную картину мира.
Личностно-деятельностный подход предполагает максимальное развитие индивидуальных способностей личности через вовлечение её в различные виды деятельности.
В работах современных исследователей раскрыт педагогический потенциал диалогового взаимодействия субъектов, показано его активное влияние на развитие психических функций личности, социально значимых качеств школьника, его способности к глубокому пониманию различных культур. Особое значение имеет диалогизация сознания школьников. Диалог при его умелой, тактичной организации способствует активному формированию ценностно-смыслового и эмоционально-ценностного отношения школьников к окружающему миру.
Таким образом, большие возможности дополнительного образования (содержание, направления ДО) позволяют при объективных условиях успешно выстраивать систему формирования толерантного сознания учащихся.
|