Интерактивные методы обучения как средство формирования исторического сознания у школьников (На примере Кейс-технологии)
Скажи мне,
я забуду. Покажи
мне, я могу запомнить. Позволь
мне сделать это, и это
станет моим навсегда.
Китайская
пословица
Высшая цель истории - человек, обладающий
неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу,
собственность. История нашей страны сконцентрировала
практически все проблемы человечества, следовательно,
целевой установкой курса, как мне представляется, является не простое вооружение учащегося
историческими фактами, а помочь ему овладеть умением исторически
мыслить, с пониманием и ответственностью
относиться к решению гуманных социально-экономических, политических и духовных проблем.
Мир
становится сложнее, и человек в своей индивидуальной жизнедеятельности должен быть готовым к
постоянным и неизбежным
альтернативам в решении своих проблем. В его сознании должны быть устойчивые представления о многообразии социального опыта и социального поведения, которое формируется
в значительной мере на историческом
материале.
Историческое
сознание является памятью, знанием, пониманием, переживанием, иначе говоря,
осознанием прошлого, осуществляющим связь времён, выступающим ретроспективой,
необходимой для перспективы. Это есть компетентность личности, обеспечивающая ориентацию в изменениях нашей жизни и нашей общественной действительности.
Ценностно-смысловой
уровень исторического сознания связан с выработкой стратегии социального
поведения в различных ситуациях, а также с
использованием исторического опыта в системе решения жизненно важных
задач. Он отражает способность выбирать источники учебной информации, умение ориентироваться в исторических
проблемах, в том числе мировоззренческих, творческих, исследовательских, поведенческих, на основе эвристических,
поисковых методов, механизмов саморазвития
как личностных функций.
Ориентация
исторического образования на формирование компетенций как готовности и
способности человека к деятельности и общению
предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых
обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную
активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить
себя как субъект обучения.
Одним из таких условий является
использование методов интерактивного обучения, например – кейс-технологии.
Кейс технологии представляют собой группу
образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении
конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют
взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии
произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов
отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс),
при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают
варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на
уроках истории по темам, требующим анализа большого количества документов и
первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний там, где
нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов,
которые могут соперничать по степени истинности.
К кейс технологиям относятся метод инцидента, метод
разбора деловой корреспонденции, метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод – это метод ситуационного
анализа, поскольку он позволяет глубоко и детально исследовать сложную
ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача,
требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия,
принятые решения, для анализа их целесообразности.
Например, при изучении темы «Экономическая политика
СССР в 1953–1964 гг.» в 11 классе ученики анализируют отрывки из докладной
записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено
зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть
меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного
хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной
заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас
перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства
зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна
является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и
целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии
колхозного производства является неправильное планирование государственных
заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и
натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают
общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».
Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к
нему:
В чем заключается проблема?
Какие причины ее возникновения указаны в
тексте?
Как вы можете объяснить возникшие
трудности?
Как предлагает решить проблему Н.С.
Хрущев?
Перечислите другие возможные способы
решения проблемы и выберите наилучшие.
В конце урока ученики представляют свои идеи и решения
в дискуссии с другими.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и
групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной
форме.
Кейс-метод – это
довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая включает в себя
операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Кейс-метод можно
рассматривать и как синергетическую технологию, т. к. суть её заключается в
подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов
умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями. В кейс - методе
формирование проблемы и путей её решения происходит на основании кейса, который
является одновременно и техническим заданием и источником информации для
осознания вариантов эффективных действий.
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ
при формировании исторического сознания: во-первых, акцент обучения переносится
на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием; во-вторых, учащиеся
получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и
концепции с реальной жизнью; в-третьих, у ребят развивается умение слушать и
понимать других людей, работать в команде и в-четвёртых, кейс технологии
предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки
альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно
возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки
зрения на одно и то же событие.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не
решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и
задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. При разумном
сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они
взаимосвязаны и дополняют друг друга можно достичь наибольшего эффекта в
образовании. Именно об этом говорил Николай Рерих: «Ни один завоеватель не может
изменить сущность масс, ни один государственный деятель…Но учитель – я
употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели
завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое
воображение и освободить скрытые силы человечества».