Суббота, 18.05.2024, 08:36Приветствую Вас Гость | RSS
ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ИГНАТЬЕВОЙ О.К.
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Статьи учащихся [0]
Статьи обо мне [1]
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Интерактивные методы обучения как средство формирования исторического сознания у школьников (На примере Кейс-технологии)
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда.

Китайская пословица

Высшая цель истории - человек, обладающий неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу, собственность. История нашей страны сконцентрировала практически все проблемы человечества, следовательно, целевой установкой курса, как мне представляется, является не простое вооружение учащегося историческими фактами, а помочь ему овладеть умением исторически мыслить, с пониманием и ответственностью относиться к решению гуманных социально-экономических, политических и духовных проблем.

Мир становится сложнее, и человек в своей индивидуальной жизнедеятельности должен быть готовым к постоянным и неизбежным альтернативам в решении своих проблем. В его сознании должны быть устойчивые представления о многообразии социального опыта и социального поведения, которое формируется в значительной мере на историческом материале.

Историческое сознание является памятью, знанием, пониманием, переживанием, иначе говоря, осознанием прошлого, осуществляющим связь времён, выступающим ретроспективой, необходимой для перспективы. Это есть компетентность личности, обеспечивающая ориентацию в изменениях нашей жизни и нашей общественной действительности.

Ценностно-смысловой уровень исторического сознания связан с выработкой стратегии социального поведения в различных ситуациях, а также с использованием исторического опыта в системе решения жизненно важных задач. Он отражает способность выбирать источники учебной информации, умение ориентироваться в исторических проблемах, в том числе мировоззренческих, творческих, исследовательских, поведенческих, на основе эвристических, поисковых методов, механизмов саморазвития как личностных функций.

Ориентация исторического образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению  предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Одним из таких условий является использование методов интерактивного обучения, например – кейс-технологии.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний там, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

К кейс технологиям относятся метод инцидента, метод разбора деловой корреспонденции, метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод – это метод ситуационного анализа, поскольку он позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» в 11 классе ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС  Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

В чем заключается проблема?

Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

Как вы можете объяснить возникшие трудности?

Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме.

Кейс-метод – это довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Кейс-метод можно рассматривать и как синергетическую технологию, т. к. суть её заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями. В кейс - методе формирование проблемы и путей её решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ при формировании исторического сознания: во-первых, акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием; во-вторых, учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью; в-третьих, у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде и в-четвёртых, кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. При разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга можно достичь наибольшего эффекта в образовании. Именно об этом говорил Николай Рерих: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель…Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».

Категория: Мои статьи | Добавил: lukoy (16.03.2012)
Просмотров: 1450 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • ТО Родословие
  • Моя школа
  • Акбулакский РОО
  • Сайт о Редько И.П.
  • Клуб лидеров образования Оренбуржья
  • ОЦДЮТурК