Внеурочное занятие "Моя история - история большой страны!"
02.11.2012, 00:17
Моя история – история большой страны!
Цель:сформировать
представление учащихся о генеалогии, как вспомогательной исторической науке,
показать взаимосвязь истории каждой семьи с историей государства, развивать
умение работать в группе, умение анализировать информацию, воспитывать уважение
к прошлому, толерантность, позитивное отношение учащихся к историко-культурному,
духовному наследию, к истории своей семьи, к культуре родного края,к традициям и обычаям своего народа
На доске надпись – Не будем «Иванами – не помнящими
своего родства».
Здравствуйте,
садитесь!
Сегодня
мы проводим занятие в рамках Года Российской истории. Все вы знаете, что 2012
год в нашей стране в связи со многими юбилейными историческими датами объявлен
Годом Российской истории. Ребят, а что такое история? (Это наука о
развитии общества в прошлом и настоящем).
Я вам давала задание найти известные изречения об
истории. Что вы нашли?
(Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.
А.С.Пушкин
Сегодня, не имеющее вчера, не имеет
завтра.
Марина Цветаева
Прошлое – это ключ к будущему.
Клод Гельвеций
Настоящее смотрит в будущее глазами
прошлого.
Эдуард Севрус
Единой истории человечества нет, а есть
лишь бесконечное множество историй.
Карл Раймунд Поппер
Мы сами творцы своей истории.
История мира
- это история каждого из нас.)
Таким образом, история всего
человечества состоит из истории каждой страны, история каждой страны включает в
себя истории больших и малых городов, посёлков и, конечно, семей.
Посмотрите на тему нашего занятия и скажите – о чём мы
сегодня будем говорить? (об истории своих
семей). Наша задача на сегодня выяснить, какой вклад каждый из нас может
внести в формирование Российской истории.
В качестве девиза сегодняшнего занятия я взяла призыв,
обращение к вам «Не будем «Иванами – непомнящими своего родства».
А кто такие эти Иваны? (В России в эпоху крепостного права пойманные беглые крестьяне, чтобы
скрыть свое прошлое, говорили, что ничего не помнят ни имени, ни родства, ни
места рождения. Поэтому в полиции их всех записывали «Иванами, родства не
помнящими». Иносказательно:человек,
не уважающий своей истории и традиций).
А что мы уже с вами уже делали для того, чтобы нас так
не называли? (строили генеалогические
деревья). А что значит генеалогическое?
Что такое генеалогия? (это Генеалогия - (греч. genealogia -
родословная) - вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.),
изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей;
практическая отрасль знаний, составление родословий.)
Когда в прошлом году строили и рисовали свои деревья,
то каждый из вас делал это по-своему. Позвольте, я некоторые из них
покажу?(демонстрация на слайдах)
Но оказывается, практически ни одно из этих деревьев
не является генеалогическим. Это лишь материал, который вы попытались
систематизировать для составления родословной. А настоящее Древо строиться по
определённым правилам.
Я хочу пригласить сюда человека, который вот уже 3
года плодотворно занимается исследованием истории своей семьи, призёра
областной конференции студентов и школьников «Горизонты науки», призёра
областного конкурса исследовательских работ «Отечество» в номинации
«Родословие», дипломанта всероссийского конкурса исследовательских работ
«Отечество» в Москве, призёра Международной юношеской конференции в
Санкт-Петербурге «С-Петербург. Царское село. Пушкин и мировая культура»
Титоренко Ксению. (выступление Ксении)
Итак, вы запомнили как составляется генеалогическое
древо? Каждое поколение(колено)
изображается строго на одной линии, мужчины «помещаются» в прямоугольники, а
женщины – в овалы. У женщин обязательно указывается девичья фамилия в скобках. Сегодня
вы будете строить только «восходящее дерево». У каждой группы на столе ватман и
маркеры, ваша задача – правильно построить генеалогическое древо и сказать
какие ошибки были сделаны в предыдущей версии.(раздаю деревья, построенные в
прошлом году – работают 5 минут, затем поясняют ошибки – проверка выполненной
работы)
Очень хорошо, спасибо. Так какие правила построения
древа мы с вами узнали?
Скажите, можем ли мы по вот этому дереву (любое из
нарисованных) узнать историю семьи? (нет)
А что нужно, чтобы история семьи была полноценной?(наполнить
дерево информацией про обозначенных на нём людей). Источником этой
информации могут стать, например, семейные фотографии и воспоминания. Я просила
вас подготовить небольшие рассказы по фотографиям ваших предков. Пожалуйста,
давайте, наполним информацией наши Деревья.
(рассказы о
предках – 4-6 человек)
А я тоже вам приготовила небольшой рассказ – история
моего прадеда. Этой фотографии почти 100 лет. На ней изображён мой прадед, отец
моей бабушки – Небайкин Лаврентий Петрович. Родился он в бедной крестьянской
семье Небайкиных Петра Никифоровича и Татьяны Семёновны 3 августа 1897 года в
селе Неклюдово Ардатовского уезда (ныне Дубёнский район в Мордовии)., о чём мы
узнали из материалов архива Республики Мордовии. Образование получил в
приходской школе при Неклюдовской церкви. Во время революции 1917 года принимал
участие в установлении новой советской власти в своём селе. В 1919 году женился
на дочери зажиточного крестьянина Сомова Василия Ивановича – Пелагее
Васильевне, а 18 октября 1920 года у них родилась дочь Мария – моя бабушка. Мой
прадед прожил короткую жизнь – он умер в возрасте 25 лет по неизвестным мне
причинам. А эта фотография сохранилась в нашем семейном архиве.
Ребят, а где вы брали информацию для своих рассказов?
(воспоминания, рассказы родственников,
документы и фотографии семейных архивов)А где, как вы думаете, ещё можно брать информацию по истории ваших
семей?(в музеях, архивах, Книгах памяти) А ещё есть очень хорошие сайты,
которые позволяют найти информацию о ваших родственниках – участниках ВОВ,
репрессированных в 30-е годы. Это ресурсы – ОБД-мемориал, Подвиг народа,
Мемо-лист, ВГД-форум. На некоторых из них хранятся электронные копии подлинных
документов ВОВ. Во время каникул я научу вас искать эти документы.
Таким образом, вы понимаете, что созданием дерева не
заканчивается ваше изучение своей родословной.
В рамках Года Российской истории проходит большое
количество всевозможных конкурсов. Газета «Московский комсомолец в Оренбуржье»
проводит областной конкурс сочинений по теме «Моя история – история большой
страны».Я предлагаю лучшие из ваших
работ, которыевы сегодня подготовили
(рассказы о предках), после моей проверки отправить на этот конкурс.
Я сегодняшнее наше занятие начала со слов о Годе
Российской истории. Как вы думаете, почему я не провела с вами какое-нибудь
мероприятие по истории России. Не стала вам рассказывать, например, о
возникновении нашего государства, а привлекла ваше внимание к такой
вспомогательной исторической дисциплине как генеалогия?Как генеалогия связана с Историей нашей страны
(Потому что история нашей страны – это
совокупность больших и маленьких историй каждой отдельно взятой семьи.)
Ребят, а зачем вообще нужно изучать историю своей
семьи, своего народа? (Уважение к
минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости).
Ну и напоследок, хочу вас всех пригласить в наше ТО
«Родословие», которое объединяет в себе учащихся и выпускников нашей школы.