Воскресенье, 05.05.2024, 19:51Приветствую Вас Гость | RSS
ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ИГНАТЬЕВОЙ О.К.
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [5]
презентации по истории России [0]
презентации по всеобщей истории [1]
презентации учащихся [0]
Форма входа

Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Внеурочное занятие "Моя история - история большой страны!"
02.11.2012, 00:17

Моя история – история большой страны!

 

Цель: сформировать представление учащихся о генеалогии, как вспомогательной исторической науке, показать взаимосвязь истории каждой семьи с историей государства, развивать умение работать в группе, умение анализировать информацию, воспитывать уважение к прошлому, толерантность, позитивное отношение учащихся к историко-культурному, духовному наследию, к истории своей семьи, к культуре родного края,  к традициям и обычаям своего народа

Оборудование: компьютер, проектор, ватманы, маркеры

Глоссарий: История, генеалогия, генеалогическое древо.

Ход занятия:

На доске надпись – Не будем «Иванами – не помнящими своего родства».

Здравствуйте, садитесь!

Сегодня мы проводим занятие в рамках Года Российской истории. Все вы знаете, что 2012 год в нашей стране в связи со многими юбилейными историческими датами объявлен Годом Российской истории. Ребят, а что такое история? (Это наука о развитии общества в прошлом и настоящем).

         Я вам давала задание найти известные изречения об истории. Что вы нашли?

(Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А.С.Пушкин

Сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра.

Марина Цветаева

Прошлое – это ключ к будущему.

Клод Гельвеций

Настоящее смотрит в будущее глазами прошлого.

Эдуард Севрус

Единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй.

Карл Раймунд Поппер

Мы сами творцы своей истории. 

История мира - это история каждого из нас.)

 

         Таким образом, история всего человечества состоит из истории каждой страны, история каждой страны включает в себя истории больших и малых городов, посёлков и, конечно, семей.  

Посмотрите на тему нашего занятия и скажите – о чём мы сегодня будем говорить? (об истории своих семей). Наша задача на сегодня выяснить, какой вклад каждый из нас может внести в формирование Российской истории.

В качестве девиза сегодняшнего занятия я взяла призыв, обращение к вам «Не будем «Иванами – непомнящими своего родства».

А кто такие эти Иваны? (В России в эпоху крепостного права пойманные беглые крестьяне, чтобы скрыть свое прошлое, говорили, что ничего не помнят ни имени, ни родства, ни места рождения. Поэтому в полиции их всех записывали «Иванами, родства не помнящими». Иносказательно: человек, не уважающий своей истории и традиций).

А что мы уже с вами уже делали для того, чтобы нас так не называли? (строили генеалогические деревья). А что значит генеалогическое? Что такое генеалогия? (это Генеалогия - (греч. genealogia - родословная) - вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17-18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.)

Когда в прошлом году строили и рисовали свои деревья, то каждый из вас делал это по-своему. Позвольте, я некоторые из них покажу?  (демонстрация на слайдах)

Но оказывается, практически ни одно из этих деревьев не является генеалогическим. Это лишь материал, который вы попытались систематизировать для составления родословной. А настоящее Древо строиться по определённым правилам.

Я хочу пригласить сюда человека, который вот уже 3 года плодотворно занимается исследованием истории своей семьи, призёра областной конференции студентов и школьников «Горизонты науки», призёра областного конкурса исследовательских работ «Отечество» в номинации «Родословие», дипломанта всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество» в Москве, призёра Международной юношеской конференции в Санкт-Петербурге «С-Петербург. Царское село. Пушкин и мировая культура» Титоренко Ксению. (выступление Ксении)

Итак, вы запомнили как составляется генеалогическое древо? Каждое поколение  (колено) изображается строго на одной линии, мужчины «помещаются» в прямоугольники, а женщины – в овалы. У женщин обязательно указывается девичья фамилия в скобках. Сегодня вы будете строить только «восходящее дерево». У каждой группы на столе ватман и маркеры, ваша задача – правильно построить генеалогическое древо и сказать какие ошибки были сделаны в предыдущей версии.  (раздаю деревья, построенные в прошлом году – работают 5 минут, затем поясняют ошибки – проверка выполненной работы)

Очень хорошо, спасибо. Так какие правила построения древа мы с вами узнали?

Скажите, можем ли мы по вот этому дереву (любое из нарисованных) узнать историю семьи? (нет) А что нужно, чтобы история семьи была полноценной?  (наполнить дерево информацией про обозначенных на нём людей). Источником этой информации могут стать, например, семейные фотографии и воспоминания. Я просила вас подготовить небольшие рассказы по фотографиям ваших предков. Пожалуйста, давайте, наполним информацией наши Деревья.

(рассказы о предках – 4-6 человек)

А я тоже вам приготовила небольшой рассказ – история моего прадеда. Этой фотографии почти 100 лет. На ней изображён мой прадед, отец моей бабушки – Небайкин Лаврентий Петрович. Родился он в бедной крестьянской семье Небайкиных Петра Никифоровича и Татьяны Семёновны 3 августа 1897 года в селе Неклюдово Ардатовского уезда (ныне Дубёнский район в Мордовии)., о чём мы узнали из материалов архива Республики Мордовии. Образование получил в приходской школе при Неклюдовской церкви. Во время революции 1917 года принимал участие в установлении новой советской власти в своём селе. В 1919 году женился на дочери зажиточного крестьянина Сомова Василия Ивановича – Пелагее Васильевне, а 18 октября 1920 года у них родилась дочь Мария – моя бабушка. Мой прадед прожил короткую жизнь – он умер в возрасте 25 лет по неизвестным мне причинам. А эта фотография сохранилась в нашем семейном архиве.

Ребят, а где вы брали информацию для своих рассказов? (воспоминания, рассказы родственников, документы и фотографии семейных архивов)  А где, как вы думаете, ещё можно брать информацию по истории ваших семей?  (в музеях, архивах, Книгах памяти) А ещё есть очень хорошие сайты, которые позволяют найти информацию о ваших родственниках – участниках ВОВ, репрессированных в 30-е годы. Это ресурсы – ОБД-мемориал, Подвиг народа, Мемо-лист, ВГД-форум. На некоторых из них хранятся электронные копии подлинных документов ВОВ. Во время каникул я научу вас искать эти документы.

Таким образом, вы понимаете, что созданием дерева не заканчивается ваше изучение своей родословной.

В рамках Года Российской истории проходит большое количество всевозможных конкурсов. Газета «Московский комсомолец в Оренбуржье» проводит областной конкурс сочинений по теме «Моя история – история большой страны».  Я предлагаю лучшие из ваших работ, которые  вы сегодня подготовили (рассказы о предках), после моей проверки отправить на этот конкурс.

Я сегодняшнее наше занятие начала со слов о Годе Российской истории. Как вы думаете, почему я не провела с вами какое-нибудь мероприятие по истории России. Не стала вам рассказывать, например, о возникновении нашего государства, а привлекла ваше внимание к такой вспомогательной исторической дисциплине как генеалогия?  Как генеалогия связана с Историей нашей страны (Потому что история нашей страны – это совокупность больших и маленьких историй каждой отдельно взятой семьи.)

Ребят, а зачем вообще нужно изучать историю своей семьи, своего народа? (Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости).

Ну и напоследок, хочу вас всех пригласить в наше ТО «Родословие», которое объединяет в себе учащихся и выпускников нашей школы.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: lukoy
Просмотров: 1398 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • ТО Родословие
  • Моя школа
  • Акбулакский РОО
  • Сайт о Редько И.П.
  • Клуб лидеров образования Оренбуржья
  • ОЦДЮТурК